Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних
Профилактика суицидального поведения среди подростков
Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Суициды бывают:
- истинными
- демонстративными.
Кроме того, сюда относят:
- скрытый суицид (косвенное самоубийство)
- самоповреждающее поведение
Скрытый суицид, косвенное самоубийство
Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция. Подростки, которые катаются на крыше поезда делают это по той же причине. Сколько угодно им можно твердить, что это опасно, но это и является их целью.
Сюда же можно отнести нервную анорексию (в некоторых случаях).
Самоповреждающее поведение - преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. Самоповреждение встречается как симптом многих психических расстройств.
Самые распространенные виды самоповреждений:
• порезы на запястьях, бедрах и ладонях;
• сильное расцарапывание кожи, до крови;
• прижигание;
• удары головой о стену или бросание своего тела на твердые поверхности и предметы;
• пережатие частей тела;
• сдавливание головы, самоудушение;
• намеренное препятствование заживлению царапин и других ран, их регулярное вскрытие;
• прокалывание кожи иглами и другими колющими предметами;
• проглатывание несъедобных предметов.
Очень часто подростки проявляют суицидальное поведение, подражая другим, например, кумирам. Каждый раз после гибели какого-нибудь известного молодежного кумира начинается суицидальная волна среди его фанатов, причем подростки стараются копировать и способ ухода из жизни.
Если вы заметили, что кумиром вашего ребенка является человек, который совершил самоубийство, это еще не значит, что ваш сын или дочь рискуют пойти по его стопам. Но на это стоит обратить внимание и поинтересоваться, что ваш ребенок думает о том, как ушел из жизни его идол. Если что-то насторожит вас в ответе ребенка, можно проконсультироваться по этому поводу у психолога и психиатра.
Наиболее частые причины подросткового суицида:
- Потеря смысла в жизни. Ощущение бессмысленности существования. Не надо пытаться предотвратить неудачи своих детей. Позвольте им ошибаться и расстраиваться, работать над ошибками и ставить новые цели.
- Страх перед будущим (экзамены, боязнь рассказать о какой-то проблеме, например, беременности).
- Одиночество. Очень распространенная проблема. Порой, в силу различных причин дети остаются брошенными на произвол судьбы. Им не хватает внимания. И вот тогда они начинают любыми способами пытаться обратить его на себя. Чаще - это только внутренне ощущение и временное. В большинстве случаев он не желает смерти, но это может закончиться несчастным случаем.
- Смерть назло. Бывает дети таким образом манипулируют родителями, если те что-нибудь не купят или не выполнят. Такое поведение тоже может закончиться несчастным случаем.
Семейные драмы. Скандалы и неурядицы, которые происходят на глазах детей, очень часто становятся причиной суицида. Если скандалы происходят регулярно, дети могут впасть в депрессию. Особенно опасно, если ребенок невольно становится свидетелем слов, что он обуза и помеха.
Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилия, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, бессонница, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отверженности, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.
Четыре основные чувства стоящие за суицидальными действиями:
• изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
• беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
• безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
• чувство собственной незначительностисти (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
В большинстве случаев, если у человека появляются суицидальные намерения, его поведение изменяется. Трагедии можно избежать, если вовремя заметить внутренние перемены и терзания подростка, задумавшего лишить себя жизни. Многие подростки долго идут к этому шагу. Смотрят форумы, общаются с единомышленниками, изучают информацию, как составить предсмертную записку, каким образом можно лишить себя жизни. Своими поступками они могут предупредить о намерении покинуть этот мир.
Некоторые признаки, по которым можно определить, что подросток собирается свести счеты с жизнью.
Внешние проявления, которые могут указывать на то, что человек имеет суицидальные намерения:
- Подросток начинает приводить свои дела в порядок. Старается увидеться со старыми друзьями, раздать ценные и памятные вещи.
- Прощается с близкими людьми. Это может выглядеть, как высказывание благодарности родственникам, друзьям и знакомым за помощь в прошлом.
- Появляется импульсивное поведение, изменчивое настроение.
- Нарушается сон.
- Меняется отношение подростка к учебному процессу. Его перестает волновать успеваемость, он начинает часто прогуливать уроки в школе.
- Интересы, увлечения, которые раньше радовали подростка, теряют для него интерес. Он замыкается в себе, реже общается с друзьями.
- Он прекращает думать и говорить о будущем. Его не волнуют вопросы, связанные с проведением каникул или поступлением в вуз.
- У подростка пропадает интерес к собственной внешности. Он перестает следить за собственной гигиеной, умываться, причесываться.
- Появляется интерес к музыке, кино или книгам, в которых затрагиваются вопросы смерти.
- Суицидальные намерения могут быть озвучены в виде намёков и угроз.
- Иногда, после депрессивного состояния, подросток может внезапно успокоится, стать более энергичным и деятельным. Такие перемены могут указывать на то, что он принял определённое решение. Лучше узнать какое именно, так как, есть вероятность, что подходящим решением проблем он считает самоубийство.
Опасность существует, при наличии нескольких признаков.
Самый тревожный звонок, когда дети говорят и представляют, как плохо будет родным и близким без них. Сначала они часто думают о суициде, но это просто мысли на уровне воображения. Чем чаще крутить их в голове, тем менее абсурдными они кажутся. Один незначительный срыв может стать последней каплей. Заметив эти симптомы у ребенка, стоит обратиться к психологу и психиатру.
Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
Детские переживания и конфликты протекают несколько иначе, чем у взрослых. Порой родители воспринимают проблему своего ребенка как пустяковую, а он, в силу отсутствия опыта, не может ее самостоятельно решить. Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей оставляет подростка наедине с его проблемой и порождает чувство отчаяния, способного спровоцировать суицидальное поведение.
Конечно, подросткам свойствен в основном демонстративный суицид. В некоторых молодежных субкультурах отметины на теле, оставленные неудачной попыткой самоубийства, воспринимаются как знаки отличия и высоко почитаются. Но зачастую за этим стоит не просто попытка эпатировать взрослых, но и более глубокий смысл, например, побороть в себе страх смерти. Считается, что половина попыток подростков уйти из жизни являются демонстративными, ложными, совершаются в качестве шантажа. Но на самом деле очень трудно распознать истинные и ложные попытки уйти из жизни.
Молодые люди довольно часто склонны искать смысл жизни, страдать от его отсутствия. В силу своего юношеского максимализма, который выражается в принципе «Всё или ничего!», многие подростки не могут справиться даже с мелкими неудачами. Самоубийства из-за любви тоже не являются простым взрывом гормонов. У подростков сильно выражена потребность быть нужными хоть кому-нибудь. Если подростка не понимают в семье, он не находит общий язык с близкими, а еще и не может добиться взаимности у объекта своей любви, то ему кажется, что он в этом мире совсем никому не нужен. А какой тогда смысл жить дальше?
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:
– потребность быть любимым;
– потребность любить;
– потребность быть частью чего-то.
Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.
Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.
Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце.
Алгоритм действий родителей
(законных представителей) в случае выявления суицидальных признаков и аутоагрессивного поведения
1 этап. Раннее выявление признаков аутоагрессивного поведения, влияющих на возникновение и фиксацию различных форм самоповреждающего или саморазрушающего поведения.
Признаками аутоагрессивного, суицидального поведения являются соответствующие мысли, высказывания, планы, угрозы, попытки, которые говорят о том, что подросток нуждается и ищет помощи, так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих. Для подростков чаще характерен аффективный, импульсивный либо демонстративный, шантажный механизм аутоагрессивных действий и суицидальных попыток.
В связи с этим родителям необходимо быть внимательными к своему ребенку, когда он так или иначе сообщает о своих внутренних переживаниях, плохом самочувствии либо проявляет признаки аутоагрессивного поведения. Важно проявлять внимание не только к общему состоянию подростка, но и к тому, как и что он говорит.
Примеры выражений, которые могут сигнализировать о суицидальных тенденциях: «хочу заснуть и не просыпаться», «устал(а) от жизни», «не хочу вообще ничего», «без меня всем было бы лучше», «моя жизнь бессмысленна».
Другими словами, необходимо обращать внимание на слова и выражения, которые прямо или косвенно, свидетельствуют о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелании жить.
Признаками возможного аутоагрессивного, суицидального поведения являются:
- Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем любил заниматься, у него резко сокращается круг привычных и любимых увлечений.
- Ребенок проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах (Девайс представляет собою технологичное устройство с аккумуляторами и различными функциями: умные часы, смартфон, ноутбук и пр.), используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
- «Зависание» в социальных сетях в любое время, в том числе ночью.
- Изменение образа жизни. В частности, ребенок, например, уходит из дома, не поясняя, куда, в том числе вечером и даже ночью.
- Проявление «аутоагрессии» - наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
- В своих изображениях, публикуемых на страницах социальных сетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности, и порезов.
Наличие следующих проявлений свидетельствует о более высоком риске суицидального поведения:
- предшествующая попытка суицида;
- суицидальная угроза;
- тяжелая реакция подростка на стресс, особенно на утраты;
- уязвимость подростка к трем угрожающим жизни аффектам — одиночеству, презрению к себе и ярости;
- недостаток поддерживающих условий в окружении подростка (доверительные отношения в семье, друзья, увлечения и т.д.);
- возникновение и эмоциональная значимость фантазий о смерти;
- наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- иногда в «статусе» страницы в Интернете указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»)
Задача родителей при возникновении подозрения или проявлении первых признаков саморазрушающего поведения:
Обратиться к психологу, получить экстренную психологическую помощь по телефону доверия (Всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122).
Не отказываться от очной консультации со специалистом кризисной службы. Принять предложение очной встречи с психологом с целью диагностики психоэмоционального состояния ребенка, с оценкой суицидального риска и получения консультации врача-психиатра при необходимости. Продолжение кризисной помощи при необходимости, НЕ прекращать по своей инициативе.
Самостоятельные действия родителей:
Наблюдать за подростком, попытаться понять причину внезапно возникших переживаний, влияющих на поведение и общение.
При сложившихся доверительных отношениях постараться конструктивно обсудить с подростком сложившуюся ситуацию. Для разрядки эмоционального напряжения полезно научить подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки разрядить напряженные ситуации.
Уважая права ребенка, выяснить содержание его занятий в сети. Фиксировать время посещения (а в отдельных случаях и продолжительность) ребенком своей страницы в социальных сетях.
Обратить внимание на круг друзей и подписчиков в сети Интернет, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах, съемки с высоты, крыш и чердаков и т.д.
Родителям необходимо знать, что в процессе беседы наличие всех вышеперечисленных ниже признаков дети чаще всего объясняют тем, что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид.
2 этап. Психолого-педагогическое и при необходимости медикаментозное сопровождение подростков «группы риска» аутоагрессивного или суицидального поведения
При выявлении случаев аутоагрессивного или суицидального поведения и обращения за помощью к специалистам - совместно со специалистами проводится работа по выявлению и устранению возможных причин и условий данных проявлений, оказывается психокоррекционная и психотерапевтическая помощь подростку и родителям для повышения личностной зрелости. При участии родителей помощь подростку является более эффективной.
3 этап. Оказание медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения и предупреждение рецидивов аутоагрессивного и суицидального поведения.
Профилактика повторных попыток суицида у несовершеннолетних. Создание условий для социальной адаптации, продолжения учебы, прохождение родителями семейной психотерапии для изменения стилей воспитания подростка, гармонизации взаимоотношений в семье.
8 800 2000 122
Поговорите со специалистами и вам обязательно помогут.
Единый общероссийский телефон доверия.