МАОУ СОШ п. Пионерский
ул. Ленина дом 13, п. Пионерский, Советский район, Ханты-Мансийский АО-Югра
  • Памятка "Буллинг: определение, выявление, последствия"

    Автор: Самойлова Анна Анатольевна
    Буллинг — травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Буллинг может быть прямым или скрытым. Скрытый буллинг (игнорирование, байкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характерен для девочек. Буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие.
    Памятка "Буллинг: определение, выявление, последствия".

    Выявление буллинга:

    В школе

    Первичные признаки:

    • Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
    • Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере
    • Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить
    • Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет)
    • Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят
    • У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины, или рваная одежда —которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…)

    Вторичные признаки:

    • Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.
    • В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде
    • Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
    • Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
    • Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет
    • У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость
    • Не дают списать, не подсказывают, не спрашивает тему урока, домашнее задание. 

    Дома

    Первичные признаки:

    • Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями (и также присутствуют некоторые характеристики из блока С)
    • У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины, или рваная одежда—которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…).

    Вторичные признаки:

    • Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время
    • Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.)
    • Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти)
    • Бояться или не хотят идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство
    • Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы
    • Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет
    • Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость
    • Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки
    • Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»)

    Наличие агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих и оскорбляющих других детей, импульсивных) детей должно настораживать взрослых  в отношении возможности существования буллинга.

    Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен.

    Дети агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.

    Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.

    Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.

    Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского коллектива.

    Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий  оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка, его коммуникативные возможности,  мотивацию к развитию и достижениям.

    Актуальные последствия:

    • Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость (большое количество негативных эмоций).
    • Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д
    • Когнитивные нарушения– неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.
    • Нарушение школьной адаптации: мотивации к учебе, пропуски школы, уроков,  снижение успеваемости.
    • Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
    • Суицидные мысли и попытки.

    К другим наиболее часто общим  последствиям буллинга  относятся снижение самооценки, нарушение доверия к окружающему миру.

    .

                    Буллинг: определение, выявление, последствия

                     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике