Актуализированы рабочие программы по отдельным предметам:
Литература
По учебному предмету "Литература" скорректировали перечень отечественных писателей в рамках изучения произведений XX – начала XXI вв. на тему детства. Из списка исчезли произведения В. Г. Короленко, В. П. Астафьева, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, но добавились произведения А. А. Лиханова. В раздел фольклора вместо баллад включены поэмы народов России и мира и расширен список народных песен. Например, "Ах, кабы на цветы да не морозы...", "Ах вы ветры, ветры буйные...", "Черный ворон", "Не шуми, мати зеленая дубровушка..." и другие.
Из тематического блока литературы XX – начала XXI вв. исключены стихотворения А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Б. Ш. Окуджавы, проза А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак "Правдивая история Деда Мороза", но включен Э. Н. Веркин "Облачный полк" (главы). В числе произведений современных отечественных писателей-фантастов указано "Сто лет тому вперед" К. Булычева. Также исключены произведения современных зарубежных писателей-фантастов (Д. Роулинг "Гарри Поттер", Д. Джонс "Дом с характером"). Между тем, расширен список стихотворений народов РФ – в него добавлены "Журавли", "Мой Дагестан" Р. Гамзатова.
Вместо двух сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина теперь будет достаточно одной. А в поэзию первой половины XX в. включены стихотворения A. А. Ахматовой. Исключена тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им
жизненного пути.
Изменения претерпела и федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература" (углубленный уровень). В частности, уточнено, что изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе "Слово о полку Игореве"; стихотворений М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина; комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"; стихотворений и баллад В. А. Жуковского; комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"; произведений А. С. Пушкина (стихотворений, романов "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка"); произведений М. Ю. Лермонтова (стихотворения, романа "Герой нашего времени"); произведений Н. В. Гоголя (комедии "Ревизор", поэма "Мертвые души"). А в содержание обучения в 10-м классе дополнительно включены основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века – обобщающее повторение.
Родной язык и родная литература
С 1 сентября в федеральную образовательную программу среднего общего образования будут включены рабочие программы по родному языку: аварскому; даргинскому; кумыкскому; табасаранский и аналогичные программы по родной литературе. Они разработаны для обучающихся, владеющих или слабо владеющих родным языком. В содержании программы по родному языку включат следующие содержательные блоки: общие сведения о языке, язык и культура, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика).
В свою очередь, изучение родной литературы направлено на формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, развитие представлений о специфике родной литературы в контексте местной культуры и осознание исторической и эстетической обусловленности литературного процесса.
География
Поправки в рабочей программе по географии базового уровня связаны с изменившейся геополитической обстановкой. В рамках скорректированной программы школьники дополнительно будут изучать:
- тему нематериального производства;
- роль разных видов транспорта в современном мире;
- вопросы географии международных финансовых центров;
- современные экономические отношения России со странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии);
- роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале и т. п.
Физкультура
С нового учебного года в программе по предмету физической культуры появятся новые модули:
- "Городошный спорт" (игра в городки) – предполагается, что занятие городошным спортом поможет детям развить умение общаться, способность выдерживать физическую нагрузку, преодолевать психологические трудности и сомнения в достижении цели, сформирует определенный образ мышления, умение быстро и рационально реагировать на изменение игровой ситуации;
- "Гольф" – призван дисциплинировать детей и подростков, научить их владеть собой в стрессовых ситуациях и с уважением относиться к соперникам;
- "Биатлон" – такие занятия должны развить не только физические, но и нравственные качества обучающихся, поспособствовать укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины, выработке коммуникативных качеств характера, физической выносливости;
- "Роллер спорт" – имеет оздоровительную направленность и нацелен на комплексное воздействие на органы и системы растущего организма, повышение уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем;
- "Скалолазание" – занятия скалолазанием для подростков будут иметь оздоровительную направленность, повышать уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма человека, они предполагают длительное время нахождения на свежем воздухе;
- "Спортивный туризм" – он должен стать универсальным средством физического воспитания и поспособствовать гармоничному развитию, укреплению здоровья обучающихся;
- "Хоккей на траве" – выполнение сложнокоординационных, технико-тактических действий в хоккее на траве должно обеспечить эффективное воспитание физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости) и формирование двигательных навыков;
- "Ушу" – включает в себя многообразие двигательных действий и физических упражнений различной направленности;
- "Чир спорт" – в общеобразовательных организациях занятия могут проводиться в двух направлениях – чирлидинг и перфоманс, формируя эстетику движения, умение двигаться под музыку, развивать вкус, совершенствовать духовный мир человека;
- "Перетягивание каната" – научит выстраивать отношения с ассистентами, судьями, тренерами, товарищами по команде и соперниками;
- "Компьютерный спорт" (киберспорт, е-спорт, электронный спорт) – может включать несколько спортивных дисциплин: боевая арена, соревновательные головоломки, спортивный симулятор, стратегия в реальном времени, тактический трехмерный бой, технический симулятор, файтинг, которые могут использоваться в образовательной деятельности при изучении предмета "Физическая культура";
- "Бокс" – призван развить уверенность в себе, умение оценивать опасность, ответственность, целеустремленность;
- "Танцевальный спорт" – соединит элементы хореографии, танцевальных занятий, гимнастики, двигательную активность аэробного характера, оздоровительные виды гимнастики различной направленности.
Также будут добавлены модули "Киокусинкай" и "Тяжелая атлетика". И внесены точечные изменения в модуль "Дзюдо".
Дополнения призваны популяризировать данные виды спорта среди подрастающего поколения, привлечь детей, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям конкретным видом спорта, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях